«Как развивать эмоциональный интеллект ребенка»
Дорогие родители!
Знакомо ли вам переживание по поводу того, что если разрешить детям делать все, что они хотят, — то они все раскидают, перевернут вверх ногами, «взбесятся» и разнесут весь дом? Наверняка это знакомые опасения для большинства из вас. Почему дети ведут себя так, если мы не задаем им рамки и не стараемся контролировать их поведение? Потому что хотят нам навредить? Конечно, нет.
Причина в том, что они еще не могут управлять своими эмоциями.
В этом месяце воспитательная работа в нашем детском саду строится вокруг театра, театрализованной игры. Это очень удобная отправная точка для того, чтобы погрузить ребенка в мир эмоций, перекинув «мостик» от демонстрируемых на сцене чувств и эмоций к ощущениям самого ребенка.
Для того чтобы ребенок смог контролировать свои эмоции, он должен научится их понимать и выражать приемлемыми в обществе способами.
Для ориентировки в мире эмоций нужно научиться их различать, выражать, обозначать словом. Названия эмоций нельзя выучить как стихотворение. Вам нужно будет проговаривать их ребенку в те моменты, когда он их демонстрирует. Например, «Аня, как ты сейчас удивилась, увидев жирафа», «Дима, ты сейчас радуешься подарку», «Почему ты злишься на брата?» и т. п. Постепенно ребенок запомнит и усвоит названия всех эмоциональных проявлений. Проверить понимает ли ребенок, какие эмоции он испытывает, можно с помощью вопросов о прошлом — «что ты испытывал, когда мы ехали в гости к бабушке?» или «что ты чувствовал, когда сломалась твоя любимая игрушка?». Если ребенок будет точными словами и выражениями передавать свои переживания, значит, он уже ориентируется в своих эмоциях.
Выражать эмоции приемлемым образом может оказаться сложнее, чем
выучить и понять их названия. К тому же, мы чаще учим ребенка не проявлять эмоции, а наоборот, сдерживать их проявления. «Плачешь как девчонка», «успокойся, посиди на месте», «не реви!» — вспомните, как часто
можно услышать подобные слова. А ведь если сдерживать свои эмоции,это может привести к личностным проблемам, вплоть до невротических
проявлений. Как же помочь ребенку научиться правильно выражать свои
эмоции? У нас есть несколько простых советов:
для начала взгляните на то, как вы сами проявляете эмоции. Наблюдение и копирование вашего поведения — один из самых частых приемов, которыми пользуется ребенок при изучении и познании мира. Проявление эмоций — не исключение. Если он толкается и ругается, когда злится, — может, он просто демонстрирует то, что видел дома в схожей ситуации?
внимательно, заинтересованно слушайте своего ребенка, а не делайте
вид, что слушаете. Позволяйте ребенку выговориться, показать даже самые трудные и негативные эмоции. Тем самым вы дадите ребенку понять, что готовы его слушать и открыты для того, чтобы помочь ему разобраться в том, что он чувствует;
с уважением относитесь к чувствам ребенка. Не думайте, что его переживания из-за игрушек или насекомых, менее важны, чем ваши переживания из-за семейного бюджета;
чаще проговаривайте и фиксируйте речь на эмоциях. После того как ребенок научился определять основные эмоции, переходите к проговариванию их видов и нюансов — например: радость, ликование, восторг, торжество, веселье и т. п.;
обращайте внимание ребенка на его собственные эмоции, эмоции окружающих, эмоции литературных героев и героев мультфильмов и фильмов, на допустимые и недопустимые способы их проявления (объясните, почему одни способы проявления эмоций допускаются в обществе, а другие — нет);
попробуйте научить ребенка визуализировать его эмоции. Попросите его нарисовать лица людей с разными эмоциями или просто «нарисовать что то, на что похожа та или иная эмоция», узнайте, почему он нарисовал эмоцию именно так;
придумайте вместе с ребенком разные варианты проживания одной и той же эмоции — речевые (что можно сказать при эмоции), телесные (как выразить эмоцию мимикой и движениями), поведенческие (что можно сделать при той или иной эмоции).
Придерживайтесь этих несложных советов, вы сможете внести существенный вклад в развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка.